Тема; Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно- массовой работы
Экскурсии отличаются друг от друга по содержанию. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к чему-либо. Понятие указывает, чему посвящается произведение, на чем стремится остановить внимание слушателей автор, что хочет в нем представить.
Тема как предмет экскурсионного показа и рассказа является главной мыслью экскурсии. Экскурсия должна иметь четко определенную тему. Правильно наметить тему помогает цель. Тема — краткое изложение основного содержания экскурсии, оказывает решающее влияние на ее содержание. При создании экскурсии сначала выбирают тему, затем подбирают фактический материал для ее раскрытия. Тематика экскурсий — это совокупность тем.
Показателями тематики являются пользующиеся постоянным спросом у населения экскурсионные темы. Однако спрос на тему не возникает сам по себе, он зависит от нескольких факторов: организации и содержания экскурсионной рекламы; умения организаторов экскурсий найти аудиторию, которой эта тема интересна; качества проведения экскурсий. Работа носит плановый характер. В крупных экскурсионных бюро на год разрабатывают 10 новых тем или вариантов действующих тем для разных групп населения, в небольших — 1—2 темы.
Расширение тематики экскурсий позволяет экскурсионным бюро организовывать экскурсионные циклы, осуществлять дифференцированное обслуживание различных групп населения. Широкая экскурсионная тематика дает возможность организовать транспортные путешествия на туристских поездах по городам России. В речном путешествии на туристском теплоходе по Волге проводят большой цикл экскурсий разной протяженности. Это может быть небольшое путешествие на 2—3 дня по маршруту
При разработке новых тем следует избегать стандартных и невыразительных названий, особенно в обзорных экскурсиях. Во многих городах встречаются одинаковые названия: «По достопримечательным местам города» или «Город в прошлом, настоящем и будущем». Такие малопривлекательные названия вряд ли привлекут внимание к экскурсии. У одной темы может быть несколько названий: «Москва — столица России» или «Город восьми веков», «Силуэты Москвы» или «Москва и москвичи». В качестве названия экскурсии используют слова из песен или стихотворений: «С чего начинается Родина?», «Люблю тебя, Петра творенье!», «Москва, как много в этом звуке...»
По типологическим признакам объекты делятся на классы:
- 1. Исторические памятники — сооружения и места, связанные с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, музыкантов, художников, артистов, военачальников.
- 2. Памятники архитектуры и градостроительства: архитектурные ансамбли и комплексы, жилые и общественные здания, площади, улицы; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, связанные с ними произведения искусства.
- 3. Природные объекты — леса, рощи, реки, озера, водопады, пруды, пещеры, заповедники, уникальные деревья, а также памят- юз
ники садово-паркового искусства. Многие памятники природы (водопады, реликтовые растения и др.), имеющие научное, историческое значение, взятые под охрану государства.
- 4. Памятники археологии — городища, древние курганы, земляные валы, остатки древних стоянок и поселений, древние кладбища, могильники, места захоронений, святилища, каменные изваяния, наскальные изображения.
- 5. Памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, монументальная скульптура.
Многие экскурсионные объекты представляют собой комплекс памятников. Экскурсионным объектом в России стали раскопки Новгорода Великого, Старой Рязани, Владимира.
Экскурсионный процесс, методика преподнесения материала по теме зависят от объекта, который служит иллюстрацией материала, помогает воссоздать картину исторического события. Объект — зрительное доказательство выдвинутого тезиса — является предметом анализа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий