Тема Политическая власть. Понятие политической власти
Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Приблизительно 40 тыс. лет процессы постоянного взаимодействия людей и их объединений поддерживались в основном механизмами общественной самоорганизации. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере, заповедях, нравственности.
Следует отметить, что в политологической литературе существуют многочисленные определения власти данные Т. Гоббсом. М. Вебером, Р. Далем. Г. Лассуэлом и др.
В общем смысле властьможно определить как способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Важно понять, что государственная власть – это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть класть государственная (власть фаворитов, временщиков).
Политическая власть выступает как социальное явление и регулятор политических отношений.
Политическая власть:
- это институционально (нормативно) закрепленная прерогатива и организованная сила социальных субъектов по определению целей и задач политики и власти, руководству обществом и мобилизации его ресурсов и совместной деятельности для достижения поставленных целей. Здесь власть функционирует от имени и в интересах всего общества или по крайней мере — его большинства.
Сущностными чертами политической власти являются:
- суверенитет (независимость) и неделимость власти. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц,
– авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитет есть соответствие власти ценностным представлениям большинства граждан, способ осуществления власти, основанный на вере в ее законность и добровольном, осознанном ей подчинении;
– волевой характер, т.е. наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть кризис ее либо паралич;
– принуждение, т.е. использование силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть –всегда принуждение, но чем больше ее авторитет, тем меньше степень принуждения.
Функции политической власти включают в себя:
– господство (подчинение одних групп, классов другим);
– руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);
– управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);
– контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);
а также формирование политической системы общества; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами (поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и др.); организацию политической жизни общества, политических отношений и управление ими (выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общества; распределение и перераспределение общественных благ, ресурсов с учетом групповых приоритетов; решение других социальных задач); социализацию личности, включение ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; созидание действительности (проективная функция)
От выполнения политической властью своих функций зависят ее эффективность, тип правления, политического режима, государственного строя и другие политические характеристики данного общества.
Субъекты политической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. К ним относятся:
-социальные общности (классы, народ, социальные группы и слои);
-государство
-политические партии и организации;
-правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);
-групповое и индивидуальное лидерство;
-личная власть;
-отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, демонстраций.
Власть реализуется различными способами. Способы реализации политической власти– система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в политическом процессе по реализации целей политики и власти.
Способами реализации власти являются господство, руководство, управление, организация, контроль.
Власть государства как основного, верховного политического института осуществляется специальным аппаратом управления обществом – системой государственных органов, которая имеет свои особенности в каждой конкретной стране.
Так, систему органов государственной власти в Республике Беларусь, закрепленную Конституцией страны, составляют:
- президентская власть;
- органы законодательной власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;
- органы исполнительной власти – Правительство – Совет министров Республики Беларусь, министерства и государственные комитеты, органы местного управления;
- органы судебной власти – Конституционный суд, общие, хозяйственные и другие суды;
- контрольно-надзорные органы – прокуратура, Комитет государственного контроля.
Государственная власть – это разновидность политической власти, которая обладает суверенитетом, имеет волю, авторитет и способность к принуждению.
Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:
Власть, основанная на принуждении;
Власть, основанная на вознаграждении;
Должностная (традиционная) власть;
Власть авторитета.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей.
Эффективность какой-либо формы власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, и от сложившейся ситуации. Поэтому у каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий